Гении места: люди и здания

ГлавнаяПетербург NOWГении места: люди и здания

Карл Булла




Карл Булла - талантливый предприниматель и король фоторепортажа в России. Именно его глазами мы видим Петербург начала 20 века. Ему позировали Лев Толстой и Федор Шаляпин, Анна Павлова и Сергей Дягилев. Получить признание публики Великому Фотографу помог особый подход к клиентам: всем своим моделям Карл Карлович советовал не держаться перед камерой, как «натянутая струна», а быть настоящими и живыми. 

Служащие конки перед началом работы. 1898 год.


Булла первым из фотографов вышел на улицы Петербурга из ателье. На него работали десятки агентов: искали необычное и интересное. Конка на тот момент - самый востребованный пассажирский транспорт, и не запечатлеть его Великий Мастер никак не мог.



Мариус Петипа


Мариус Петипа - выдающийся французский хореограф и создатель русского балета. Первым вывел на мировую сцену русских танцовщиц – Анну Павлову, до этого все главные партии исполняли итальянки. На сцене Мариинского театра поставил более 60 балетов: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Спящая красавица», «Дон Кихот» и многие другие. Ставшие классическими постановки гениальный балетмейстер создавал при помощи картонных кукол: только так он мог понять композицию конкретной сцены и заложить движение танца.


Агриппина Ваганова



Сама о себе она часто шутила: «Моя любимая роль  - 33я тень в «Баядерке» - хотя в знаменитой сцене теней всего 32 танцовщицы. Агриппина Ваганова никогда не была выдающейся балериной! Очень долгие годы она танцевала в кордебалете, и главные партии стала получать незадолго до выхода на пенсию. Тем ярче проявился ее талант вне сцены! Гениальный педагог, строгий и требовательный – Агриппина Яковлевна воспитала будущих звезд русского балета: Галину Уланову, Наталью Дудинскую, Аллу Осипенко и многих других. Главная балетная школа России до сих пор носит ее имя – Академия русского балета имени А.Я. Вагановой.


Академия-Вагановой на Улице Зодчего-Росси 2. 1929 год.


Григорий Елисеев



Городская легенда приписывает именно Григорию Елисееву знаменитые слова: «Ну, что? Потягаемся?». Их он якобы произнес с крыши первого универсального магазина в Петербурге и адресована эта фраза была Императорскому Александринскому театру, который стоял напротив. В 19 веке Елисеевы были самые богатые купцы России. Именно они впервые познакомили горожан с киви и папайей, посадили за кассовый аппарат  женщину и стали возить продукты на дом. Об их богатстве слагали легенды, и  одна из них рассказывает о самой большой золотой люстре в России, которая освещала их магазин… но после революции она исчезла, и никто никогда ее уже не видел… 


Елисеевский магазин


Гастроном №1 (Елисеевский магазин) на Невском проспекте, 56.


Гастроном №1. Это название к Елисеевскому магазину так и не прижилось. Даже в советское время знаменитое здание на Невском проспекте продолжали называть по фамилии его владельцев. Новый магазин на рубеже 20го века должен был буквально потрясти публику. Его строительство велось в строжайшем секрете: работники получали отдельную плату за молчание, а сама стройка была спрятана от глаз прохожих щитами. Здесь были первые электрические светильники, самый большой винный погреб, тонны золота в отделке и скульптуры древнеримских богов, высотой более 2-х метров. За свою помпезность и непохожесть на классический облик Невского проспекта, здание получило нелестные прозвища, а сам стиль окрестили «купеческим модерном».  


Пассаж


Пассаж на Невском 48.


Первый торгово-развлекательный комплекс в Петербурге. В 19 веке сюда шли не только за покупками! Здесь работали кафе, рестораны, устраивали выставки монстров и уродов, размещался зверинец, панорамы и диорамы. 

Здание поражало современников своим великолепием! Пассаж освещали почти 800 газовых рожков, крыша, площадью 1900 квадратных метров - была стеклянной. Работал водопровод, на всех этажах были ватерклозеты. На третьем этаже находились конторские помещения и жилые квартиры, винтовая лестница вела в концертный зал. И, несмотря на передовые для того времени технологии, Пассаж не принес своему владельцу быстрых доходов. Здесь было мало арендаторов: из 168 магазинов работали только треть, и, в основном, иностранцы. 


Невский проспект - Гостиный двор


Гостиный двор на Невском проспекте 35.


А главной площадкой для отечественной торговли оставался  Гостиный двор.  В 19 веке в Петербурге насчитывалось около 12 тысяч торговых предприятий, и  самым крупным был именно «Гостиный Двор». Под его крышей объединились более 300 торговых заведений.  Здесь располагались первые магазины издателей и продавались самые вкусные калачи. По торговым рядам бродили и совершали покупки Пушкин, Гоголь и Крылов.


Александринский театр


Александринский театр на Площади Островского 6.


У старейшего в России театра  - Александринского - почти 80 лет не было собственного здания. Учрежденный еще в 1756 году, свои постановки он демонстрировал на разных подмостках, и собственный дом обрел только в 1832м. Здание проектировал итальянец Карл Росси. Стиль ампир. Заказчик проекта  - император Николай 1, был так впечатлен работой мастера, что подарил архитектору в пожизненное пользование ложу №14. Но! Предприимчивый Росси стал продавать в нее билеты! И в один прекрасный день в театре разгорелся скандал: дворянин никак не хотел смотреть спектакль в одной ложе с купцом. Узнав о бизнес-проекте архитектора, Николай 1 забрал свой подарок  и больше уже никогда ничего не дарил итальянцу. А в наши дни посмотреть спектакль можно, как из ложи № 14, так и из Царской! На сцене Александринского театра играют Нина Ургант, Петр Семак, Сергей Паршин, а когда-то блистали Бруно Фрейндлих и Николай Симонов.


Бруно Артурович Фрейндлих (1909 – 2002)



Николай Константинович Симонов (1901 – 1973)



Забронируйте номер прямо сейчас, чтобы насладиться нашими услугами